Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

15.12.2005 18:37 | Совраска | Администратор

ПО ТРИ МЕТРА НОСКИ ВЯЖУТ

Пропаганда «от противного»

Ни для кого не секрет, что современное российское телевидение находится на коротком поводке у бюрократии и капитала. Любое общественно значимое явление оно отображает только так, как это угодно правящей элите.

И естественно, что одной из главных забот виртуальной обслуги режима должно быть формирование его притягательного облика. А делать что-либо притягательным — значит, заниматься пропагандой. Так что нашим телевизионщикам, как говорится, на роду написано вести пропаганду капиталистического строя.

А ведь и правда. Двадцать первый год (с учетом горбачевской перестройки) ведутся в России капиталистические преобразования. Никак, уже есть чему возрадоваться. Обратим внимание: поэма «Хорошо!» вышла из-под пера Маяковского уже в 1927 году, а было только первое десятилетие социалистической реконструкции. Так не пора ли и капиталистическую реставрацию воспевать с такой же впечатляющей силой?

Пора-то пора. Да только по части социального оптимизма у наших мастеров ящика хронический кризис жанра. Жизнь никак не дает им подобающей фактуры для создания телевизионной оды «Хорошо!» Зато для теледрамы «Нехорошо...» материала хоть отбавляй. Ведь большинство социальных показателей — в штопоре, в гору идут лишь цены, тарифы да смертность населения.

И все же телевизионная пропаганда капитализма в РФ ведется полным ходом. Это «русское чудо» в идеологии можно определить как пропаганду «от противного».

О разгуле антикоммунизма на телеканалах

Обеляют очерняя

Пропагандистская функция в деятельности любых средств массовой информации была, есть и будет. Весь вопрос в направленности и характере самой пропаганды.

При социализме печать, радио, телевидение, содействуя прогрессу советского общества, вели пропаганду теории и политики коммунистической партии. И пропаганда эта была «впередсмотрящей». Тогдашним работникам СМИ было просто недосуг перемывать косточки старому миру. Да и за особую доблесть это не почиталось. В записных книжках Ильи Ильфа за 30-е годы находим едкую строку:

«Сталактиты задыхались в условиях мрачного прошлого»...

Что это, как не шпилька в адрес слишком ретивых ниспровергателей дооктябрьской эпохи? Но не они определяли общий настрой советской журналистики.

Совсем иной вектор имеет пропаганда в электронных и большинстве печатных СМИ путинской России. Она однозначно обращена вспять. Ее назначение — максимально опорочить социализм. Очернить так, чтобы на его фоне новорусский капитализм казался светлее и привлекательнее. Чтобы россияне, узнав «страшную правду» о советском прошлом, в ужасе отшатнулись от него и стали терпимее к антисоветскому настоящему с его приватизацией, монетизацией, криминализацией, дебилизацией, сексуализацией, наркотизацией...

Понятно, что роль главного очернителя Страны Советов отведена вездесущему и беспринципному телевидению. Не зря народная молва наделила его кличками «империя лжи», «грязевой вулкан», «коллективный Геббельс».

И еще. Телевизионная агрессия, направляемая Кремлем против эпохи социализма в качестве пропаганды «от противного», заряжена и на текущую политическую борьбу. Образно скажем так. Пиная «мертвого льва» — Союз Советских Социалистических Республик, прорежимные электронные СМИ норовят лягнуть и неугодных им современников. Во всяком случае зачистка любой из «горячих точек» в истории СССР — это всегда и спецоперация против КПРФ. Но что характерно — виртуальный спецназ избегает боестолкновений на передовой. Охотно злословя, например, по поводу стародавних репрессий, антикоммунисты в упор не замечают современный геноцид, крайне редко, неохотно, поверхностно затрагивают судьбоносные для соотечественников вопросы, вынесенные Компартией на Народный референдум.

Ну а теперь обратимся непосредственно к содержанию и форме телевизионной пропаганды «от противного».

В содержательном плане она ведется одновременно по нескольким целевым направлениям.

Это — «демонизация» Ленина, Сталина и других видных деятелей ВКП(б)—КПСС (исключая Горбачева).

Это — «дегероизация» людей, широко известных своими трудовыми и ратными подвигами (таких как Стаханов, Космодемьянская) и, наоборот, «героизация» шкурников и предателей вроде генерала Власова.

Это — дискредитация утвержденной потом и кровью, испытанной временем авангардной роли коммунистов.

Это — опошление искреннего трудового энтузиазма миллионов, советского патриотизма, социалистического интернационализма, нашей коллективистской морали.

Что же касается формы ведения пропаганды «от противного», то здесь можно выделить три излюбленных приема очернителей:

— гротеск;

— отбор и умолчание;

— смещение фокуса.

Гротеск

Прием «гротеска» как уродливого и комического отражения активно применяют создатели игровых лент. Сюжеты своих картин они привязывают к тем или иным периодам советской эпохи, к ее знаковым фигурам и с помощью кривляк-актеров преобразуют многоплановое историческое явление в жуткую трагедию или дешевый фарс, а видных людей прошлого — в исчадия ада, круглых дураков или шутов гороховых.

...На экране бестолково суетятся старомодно одетые люди. Их хватают, допрашивают, пытают злобные бесноватые типы. В кадре Сталин с огромными усами: быстро-быстро подписывает указы о расстрелах. А вот и война: дым, огонь, взрывы. Немцы наших атакуют, наши в панике бегут, и всех быстрей — командиры с политруками. Фронт удерживают лишь уголовники, в бой идут одни штрафники. На позициях эротические позы. «Походно-полевые жены» в солдатских кальсонах. Секс на линии огня. Салют, победа! Но вот сгущается мгла. По Красной площади угрюмо плывут «членовозы», словно собственные копии из музея восковых фигур, маячат престарелые Брежнев, Черненко, Андропов. Мелькают зловеще непроницаемые лица агентов КГБ. Бурным видеопотоком несутся пьянки-гулянки партийной номенклатуры. Серыми лентами извиваются очереди за дефицитом...

Кто-то скажет: «Ну, сгустил краски». Отвечу: «Нет, лишь спрессовал кадры». Именно так можно передать краткий видеоконспект телевизионных фантасмагорий «Московская сага», «Дети Арбата», «Курсанты», «Штрафбат», «Свои», «Брежнев», «Красная площадь», «КГБ в смокингах», «МУР есть МУР»... Точнее говоря, суперконцентрат этих зрелищ, сжатый до размеров смачного плевка в души старших поколений.

Отбор и умолчание

В неигровых, документальных своих новоделах фальсификаторы идут по другому пути. Проводя исторические «изыскания», они тщательно выбирают из множества фактов только те, которые работают на идею: все зло — от коммунистов. Факты же, которые этому противоречат, — долой! Таков прием отбора и умолчания.

Конкретный пример. По всем каналам раздаются проклятия в адрес большевиков за гибель царской семьи. Но при этом обличители утаивают целый ряд обстоятельств.

Начнем с того, что Николая II, свергнутого, как известно, не большевиками, а революционной стихией народных масс, предало Временное правительство Керенского. Это ведь либерал-демократы еще до событий Октября обрекли на произвол судьбы блуждающий по России царской поезд. Далее. Не большевики-ленинцы, но как раз их антиподы(!) обагрили руки кровью Романовых. Сделали это заклятые русофобы из группировки Троцкого—Бронштейна, обманным путем примкнувшей к РКП(б) в августе 1917-го, сотворившей затем расказачивание и раскулачивание и вычищенной из ВКП(б) перед самой войной... В числе цареубийц были люди, которых телевизионщики никогда не назовут и не покажут, а вдруг установятся родственные связи с ныне здраствующими «столпами демократии». Как «забудут» назвать и того, кто распорядился снести бульдозером саму память о финале драмы Романовых — дом Ипатьева в Свердловске (Екатеринбурге).

Такова полная правда о цареубийстве. Такова наша «встречная историография» как ответ обличителям-фарисеям.

Плутни с отбором и умолчанием можно выявить во всех без исключения современных опусах ТВ о трудной и суровой, но вместе с тем героической и прекрасной советской эпохе. На отборе и умолчании строятся и нудные историко-документальные фильмы, и тягомотные авторские программы-монологи, и назойливые ток-шоу, претендующие на новое осмысление былого. Разумеется, с позиций оголтелого антикоммунизма.

Смещение фокуса

На пропаганду «от противного» работает в той или иной мере абсолютное большинство телевизионщиков. И достигается это благодаря третьему из названных выше приемов — смещению фокуса или центра внимания...

Что имеется в виду? Это когда говорят про Фому, а постоянно поминают Ерему, причем «Фома» — это предмет любой текущей передачи (информационной, познавательной, спортивной, даже детской), а «Ерема» — Ленин, Сталин, КПСС, эпоха СССР.

К примеру, новость от коммунальной службы Петербурга: на площади у Финляндского вокзала запустили фонтан. В данном случае фонтан — это «Фома». А вот и «Ерема». «Там, где стоял Ленин, забил фонтан. Но воздух станет чище», — язвит ведущая «Вестей».

Или — идет сюжет о посещении Путиным Нового Афона, и телевизионный «Тряпичкин», потомок того самого репортера Тряпичкина, увековеченного в гоголевском «Ревизоре», выпускает зловонную струйку: «Новый Афон — монашеская республика, о существовании которой старались забыть в советское время»... Получайте, «совки»!

Или еще. Освещается встреча Путина со Шредером. В подобающую трескотню «Тряпичкин» неожиданно вводит пассаж «от противного». «Сентябрь, — тараторит он, — благоприятный месяц в отношениях между Россией и Германией, за исключением позорного сентября 1939 года, когда два страшных чудовища — Гитлер и Сталин — разорвали мир на две части»...

И так сплошь и рядом. Вдруг ни с того ни с сего, да от Фомы — к Ереме:

«Современные воры в законе так же свято чтут воровские законы, как бывшие секретари обкомов верили в марксизм-ленинизм». Это из передачи об организованной преступности.

«Карате мешало тоталитарному строю строить коммунизм», — подковырка из спортивной программы.

А кстати, не напоминает ли вам это злополучное карате те самые «задыхавшиеся» сталактиты, что у Ильфа?..

Ну да ладно. Такое вот смещение фокуса. Можно лишь добавить, что мерзкие словесные выпады чередуются с монтажными вывертами, мимико-голосовыми юродствами. Взять хотя бы гримасы и интонации, с которыми вещатели, говоря о Ленине, с неизменной ухмылкой произносят «вождь мирового пролетариата», а о Сталине... Правильно, «отец народов»... Подобные штампы — вершина публицистики телевизионных тряпичкиных.

Короче. Сегодня мало кто выходит из телекадра, не опустив так или иначе Великого Мертвого Льва. Пинки, щипки, плевки, укусы... Да с подначкой, подковыркой, подхихикиванием, подъелдычиванием, с подпусканием «шептуна» в эфире... Гадким душком осквернительства разит как от заросшей пасти Кати Андреевой, так и от хорошенького ротика Николая Сванидзе.

Что? Ах да, наоборот. Но суть-то одна! В пропаганде «от противного», в бесцеремонной переделке исторической памяти народа задействованы практически все кадры российского телевидения. На всех его нечистотных каналах. Надо понимать — это генеральная установка режима.

Бьемся с неравною силой

В атмосфере антикоммунистической истерии на домашнем экране миллионы бывших граждан СССР чувствуют себя униженными и оскорбленными. Включая свой телевизор, они уже знают, что отдых будет испорчен очередным выбросом грязи или хамской выходкой в их адрес и придется сносить все это, «скрипя зубами и надрывая сердце», как очень верно выразился один из авторов «Советской России».

Но не каждый замыкает эти чувства в себе. Люди с активной позицией дают отпор агрессивному черновидению. Они контратакуют офисы телекомпаний письмами и пикетами, шлют гневные обращения в Госдуму и президенту. И, конечно, пишут в редакции газет.

Здесь будет уместно отметить, что при активном участии читателей народная газета «Советская Россия» оперативно и остро отвечает на любую пакость «коллективного Геббельса». И любопытно, что, получив очередную плюху от «Совраски», телемахинаторы в ответ предпочитают «не дергаться», дабы не привлекать лишнего внимания... Дают отповедь очернителям и другие патриотические издания, газеты местных организаций КПРФ. Для отпора все чаще используются пресс-конференции левой оппозиции, ее интернет-сайты.

Будем, однако, трезво оценивать положение вещей. Сегодня у антикоммунистов колоссальный перевес в силах и средствах. Прорежимное телевидение вещает на 140 миллионов зрителей. А весь тираж лево-патриотической прессы, наверное, около миллиона экземпляров. Соотношение примерно 140:1. Надо также признать, что мы ведем контрпропаганду в основном среди «своих» — членов и активистов КПРФ, подписчиков оппозиционных изданий. По существу, убеждаем убежденных. Тогда как противник неистово зомбирует и «своих», и «ничьих», и собственно «наших»...

Правда заключается и в том, что виртуальных ниспровергателей советской эпохи вдохновляет на «подвиги» сам президент Российской Федерации.

Показателен следующий факт. За несколько месяцев до празднования 60-летия Победы глава государства в одном из своих интервью заявил, что советские воины шли на врага «...под дулами винтовок и автоматов заградотрядов». Этим он не только оскорбил чувства патриотов и пренебрег исторической правдой (в задачи заградительных отрядов входило лишь пресечение диверсий и шпионажа). Таким заявлением на старте юбилейной кампании президент дал определенную настройку ее идеологическому обеспечению, легализовал все эти «саги». И не удивительно, что вплоть до 9 мая на экранах наших телевизоров в героях войны ходили бывшие штрафники и военнопленные, а в злодеях — не столько фашисты, сколько свои «особисты». Как говорится: куда иголка, туда и нитка...

А сама-то «иголка» все острее вонзается в «мрачное прошлое». И уже прозвучало из первых уст, что во всех наших бедах виновата «...политика КПСС». Вдумаемся: КПСС все еще мешает... Партия коммунистов уже 15 лет как оттеснена от рычагов управления. И она выставляется крайней в тупиках и провалах властвующих антикоммунистов!

Но и здесь от абсурдного утверждения отдает установкой. Похоже, на пропаганду «от противного» возлагается уже и задача громоотвода, действующего по принципу «с больной головы — на здоровую».

Ну а головных болей у правителей России сегодня предостаточно. Нарастает социальная напряженность. Падает доверие общества к этим поводырям. Множится армия обездоленных, и каждая новая реформа усугубляет их отчаянное положение, их ненависть к реформаторам...

Предчувствие беспощадного спроса — вот что побуждает капитализаторов России лихорадочно перенацеливать народное негодование на порушенный ими социализм. А главным катализатором социального пара определен «коллективный Геббельс».

Отсюда следует: антисоветская клевета будет распускаться во все махровые цвета. Маховик телеагрессии запрограммирован на еще большие обороты.

Бессилие силы

Как материалисты, мы отдаем себе отчет в том, что нынешняя ситуация на телеэкране закономерна. Но мы никогда не согласимся с тем, что она незыблема. Ибо являемся еще и диалектиками. А потому рассматриваем любой процесс под углом зрения его внутренних развивающихся противоречий. Несвободна от них и антикоммунистическая телепропаганда.

Вот и давайте разберемся: какие такие «контры» в самом естестве «коллективного Геббельса» противодействуют его же собственным усилиям в достижении грязных целей?

Сейчас мы увидим несомненные пороки виртуального лиходея. Но они в данном случае предстанут как отрадные признаки его прогрессирующего бессилия.

Начнем с того, что пропаганда «от противного» ведется «не по уму». Она строится на тотальном отрицании предыдущего этапа развития, бросая вызов всеобщему философскому закону отрицания отрицания. Уже это отвращает от телепропаганды науку и высшую школу, во всяком случае большинство ответственных ученых и вузовских преподавателей. Думается, что таковых многие десятки тысяч.

Еще больше зрителей теряет виртуальный агитпроп, когда вторгается непосредственно в область исторической науки. Здесь он ведет себя вообще беспардонно. В кривых зеркалах телеопусов события прошлого определяются волей одной какой-то силы. Чаще всего — злой волей коммунистов. Скажем, заключение пакта Молотова—Риббентропа выводится из имперских амбиций Сталина, страдавшего, дескать, манией величия. Он же якобы «не любил» Ленинград и потому затягивал с прорывом его блокады, согласно недавнему «открытию» Сванидзе...

Честно говоря, когда я услышал последнее, то с невольной тревогой взглянул на вещателя. Почему-то пришло на память: «В сумасшедшем доме по три метра носки вяжут»...

Ясно, что, игнорируя по своему невежеству либо стервозности комплексный конкретно-исторический подход, подобные аналитики выглядят в глазах достаточно компетентной части аудитории самоуверенными шарлатанами. А это значит, что их пакостное воздействие на многие сотни тысяч россиян снимается само по себе.

Но куда более массовые (многомиллионные) потери в зрителях несет «коллективный Геббельс» по причине безнравственности своей пропаганды. А она и не может быть нравственной. Строить вещание на антинаучной основе, с низменными целями, негодными средствами — пойдут ли на это люди с честью и совестью? Нет, никогда.

В свою очередь субъекты с гнильцой, с воровато бегающими глазами непременно высвечиваются на домашнем экране. Есть аксиома: телеобъектив — рентген характера.

Сопоставим два красноречивых факта.

Лет 10—12 назад у народного артиста СССР Ланового угнали «Волгу». А не столь давно то же случилось с иномаркой лидера новорусской сатиры Жванецкого. В первом случае, помнится, было всеобщее сочувствие, вплоть до публичных призывов к угонщикам вернуть машину любимому артисту. Во втором же — наоборот, почти не скрываемое злорадство...

Не иначе, сытое самодовольство Жванецкого, мстительный подтекст многих его монологов, безответственный кураж над безответными тенями прошлого адекватно распознаются зрителями, вызывая неприязнь.

Но где этика, там и эстетика. Безнравственность творцов неминуемо сказывается на качестве их творений. И самое, пожалуй, главное, что отталкивает абсолютное большинство 140-миллионной аудитории ТВ от антисоветских поделок, — крайне низкий уровень их воплощения на экране.

С 8 августа по 1 сентября по государственному каналу «Культура» прошла серия передач «Кто мы?» с подзаголовком «Кровь на русской равнине» и с Феликсом Разумовским в роли автора, ведущего и единственного участника. Уже после знакомства с первой передачей стало ясно — запущена очередная фальшивка. На сей раз — о «злой воле» большевиков в годы гражданской войны. Но все же я досмотрел остальные 15 частей «Крови...» вопреки протестующим воплям домашних, у которых уже начальная заставка этой самой «Крови...» вызывала бычью ярость... Досмотрел. И пришел к твердому заключению: нас пытался зомбировать дилетант от истории, графоман от тележурналистики, невежда и невежа в одном лице.

Готов обосновать каждый пункт заключения. Но сейчас поставлю риторический вопрос. Как можно было пропустить в эфир под грифом «культура» вот, например, такое:

«Ни марксизма, ни социализма он не знал».

«Мешочничество было способом разрушения общества».

«С самого начала коммунисты брехали. И теперь брешут»...

Ладно, ненавидит Ленина г-н Разумовский. Но пристало ли породистому субъекту с бородкой под «шестидесятника» постоянно тыкать пальцем в бронзовое изваяние, кричать истошным голосом: «Об этом надо бы спросить его-о-о!..»

И еще — о качестве телесериалов, воссоздающих эпоху СССР. Нам их преподносят как художественные фильмы. Но ведь никакие они не «художественные». Это, если говорить как есть, — картинки, похожие на фильмы. Вульгарные имитации экранного искусства. Их сценарии пишутся левой ногой, а съемки делаются на скорую руку, порождая очередной винегрет из дешевых вторичных трюков и говорящих голов, изрекающих банальности, пошлость и похабщину. Таков, например, и «Есенин» — последний продукт электронной кухни, нашпигованный дурно пахнущими антикоммунистическими специями. Как то: «Ленин очень плох. С мозгами не в порядке». — «А когда у большевиков с мозгами было в порядке?..» Впрочем, о порядке с мозгами у самих постановщиков этой

11-серийной тошнотворной стряпни народная газета уже отозвалась. (Александр Блинов. Гениальный поэт остался за кадром. СР, 17.11.05).

Таким образом, стремясь максимально опорочить наше социалистическое прошлое, вдохновители, организаторы, исполнители этой грязной затеи обречены работать практически вхолостую. Ведь в процессе достижения своей цели они неизбежно бросают вызов науке, исторической правде, морали, здравому смыслу. К тому же за такое дело берутся люди непорядочные, беспринципные, бесталанные, поставляющие на экран продукцию далеко не лучшего свойства. А все это вызывает у телезрителей стойкий инстинкт отторжения. Пропаганда «от противного» противна в буквальном смысле слова!

Очевидно, пора прекращать «экранное редактирование» истории СССР.

За три с лишним пятилетия самого интенсивного черновещания историческую память народа перестроить не удалось. И уже не удастся. Антисоветский ресурс исчерпан. Закругляйтесь, господа, не тратьте силы и ресурсы на заведомо провальное дело.

А несомненным пропагандистским возможностям телевидения следует придать диаметрально противоположный вектор: сосредоточить их на разрешении острейших проблем сегодняшнего дня, на поисках путей всестороннего возрождения России с привлечением к этому всех здоровых и талантливых сил общества.

Хватит уже демонстрировать нам сталактиты, которые «задыхались в условиях мрачного прошлого»!

О. ДЖИГИЛЬ

Краснодар


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList